Консультации для родителей

Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в учреждении дошкольного образования и семье

15.05.2020

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском саду.

Положительные результаты в оздоровлении дошкольника возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников учреждения дошкольного образования и семьи, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.

Важно чтобы не только родители, детский сад и общество было заинтересовано в здоровье ребенка, но и он сам. Каждый ребенок должен понимать: здоровье – главнейшая ценность в жизни человека.

Проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности, а целенаправленная систематически спланированная работа при соблюдении следующих принципов:

  • организация оздоровительного режима;
  • двигательная активность во время образовательного цикла (физминутки, кинезеологическая гимнастика, релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика, динамические часы, специальные оздоровительные подвижные игры);
  • профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия (специальные закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия с детьми);
  • формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания;
  • использование развивающих форм оздоровительно-воспитательной, санитарно-просветительской работы с родителями;
  • массаж (по назначению врача);
  • использование «здоровьесберегающих» технологий и методик (дыхательные гимнастики, индивидуальные физические упражнения и игры).

Эффективным методом решения актуальных задач сохранения здоровья, развития и образования детей является организация непрерывного комплексного сопровождения ребенка на всем пути прохождения образовательного пространства.

Повышению качества воспитательно-образовательного процесса способствует установление партнерских взаимоотношений с родителями, создание в детском саду условий, обеспечивающих детям психологический комфорт и их всестороннее развитие.

Учитывая особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи строится совместная деятельность педагогов с детьми и их с родителями.

Незрелость эмоционально-волевой сферы у этих детей сочетается с низкой умственной работоспособностью, эмоциональной лабильностью, иногда – двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью, нередко с чертами дурашливости и преобладанием повышенного фона настроения по типу эйфории.

Для некоторых из них, напротив, характерны повышенная заторможенность, неуверенность, медлительность, несамостоятельность. Эти дети обычно вялы и безынициативны, бездеятельны. Их деятельность носит непродуктивный характер.

У детей с ТНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.). Ежедневно происходит совершенствование и развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта.

Детям с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи свойственна нервно-психическая истощаемость и эмоциональная неустойчивость, нарушены активное внимание, память и восприятие учебного материала. В одних случаях нарушения сочетаются с повышенной возбудимостью и двигательным беспокойством, в других – с преобладанием вялости, пассивности, заторможенности. Встречаются дети, которые имеют следующие особенности: выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц); агрессивность, драчливость, конфликтность; повышенную впечатлительность, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами; чувство угнетенности, состояние дискомфорта.

С целью сохранения и укрепления здоровья воспитанников, использования имеющихся условий, нам видится необходимость:

  • усиления образовательной области «Физическая культура», посредством реализации непрерывной образовательной деятельности организации занятий по плаванью;
  • использование кинезиологических и полифункциональных упражнений в образовательном процессе.

Систематические занятия плаванием развивают и закаливают организм, усиливают деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной систем, активизируют обменные процессы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, совершенствуют системы терморегуляции, повышают умственную работоспособность и т.д. Если для здорового человека занятия плаванием – средство активного развития и телесного самосовершенствования, то для детей с ограниченными возможностями в состоянии здоровья и развития – это одно из основных средств устранения отклонений в их двигательной сфере, полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме.

Занятия плаванием способствуют развитию у дошкольников решительности, смелости, дисциплинированности, целеустремленности, настойчивости, самообладания, умения действовать в коллективе и проявлять самостоятельность.

Коррекция особенностей моторного развития детей осу­ществляется за счет специальных упражнений и общепри­нятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление непра­вильных поз, развитие статической выносливости, равнове­сия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимо­действия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на сло­весные инструкции, развитие тонкой двигательной коорди­нации, необходимой для полноценного становления навы­ков письма.

Кинезиологические упражнениия способствуют развитию межполушарного взаимодействия, которое благоприятно сказывается как на развитии мелкой моторики (путем синхронизации работы полушарий головного мозга), так и на развитии способностей, памяти, внимания, мышления, речи.

При организации кинезиологических упражнений используется методика Сиротюк А.Л. - Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. К 7-ми летнему возрасту у ребенка должны быть полноценно развиты функции правого полушария (пространственные представления, соматогнозис (восприятие собственного тела), зрительное восприятие, копирование, обоняние, осязание, вкус, чувство ритма и т.д.) и межполушарное взаимодействие, что является обязательным условием полноценного созревания таких функций левого полушария, как речь, логика, анализ, самоконтроль, внимание, социальные коммуникации, рефлексия, программирование, произвольность, альтруизм и т.д.

Планируемая реализация видов кинезиологической коррекции

Кинезиологический тренинг (развивают межполушарного взаимодействия);

Дыхательные упражнения (развивают самоконтроль и произвольность);

Глазодвигательные упражнения (расширяют поле зрения, улучшают восприятие);

Телесные и функциональные упражнения (развивают межполушарное взаимодействие, снимают синкинезии и мышечные зажимы);

Растяжки (нормализуют гипер- и гипотонус);

Психогимнастика (развивают психомоторику) и релаксации (снимают напряжение);

Различные виды массажей (точечный, логопедический, самомассаж пальцев рук, ушных раковин);

Игры-занятия в «сухом» бассейне (коррекция зрительно-пространственных ориентировок через тактильное восприятие);

Песочный игротренинг (развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук);

Логоритмика (коррекция и развитие двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);

Когнитивные и коммуникативные упражнения.

Нейропсихологический подход позволяет определить содержание, формы и методы коррекционного обучения, осуществление которого возможно как в ходе занятий узких специалистов, так и за счет вариативной части базисного плана, введения коррекционных задач в содержание каждого занятия. Таким путем возможно достижение личностно-ориентированного подхода в системе коррекционно-развивающего обучения. При условии организации комплексного подхода возможен выход педагогов на соответствующий уровень профессионализма во взаимодействии.

Тесное взаимодействие педагогов учреждения дошкольного образования и родителей поможет малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научиться оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье. Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми.

Этап дошкольного детства - время врастания ребенка с ТНР в пер­вую общественную образовательную систему - дошкольное обучение и воспитание. Для оптимального осуществления интеграции на этапе до­школьного детства необходимо соблюдать специальные условия воспита­ния и обучения, организовывать безбарьерную среду их жиз­недеятельности. В процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении сочетаются индивидуальный и дифференцирован­ный подходы; это способствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда (Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева) и др.).

Педагоги создают атмосферу принятия, в которой каждый ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть; могут выслушать его и понять.

Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог должен:

- общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;

- внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями;

- помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения;

- создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое отношение к личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду;

- обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.

Организованное взаимодействие всех специалистов и родителей позволяет создать необходимые условия для развития и компенсации, коррекции отстающих психических функций, сформировать психологический базис для становления учебной деятельности младших школьников и, одновременно, стимулировать и поднять профессионализм педагогического коллектива, профессионально взаимообогатить друг друга.

Каждый ребенок уникален и неповторим, и задача взрослых – помочь ему раскрыть себя и свои способности.

свернуть

Формирование изобразительной деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи

04.03.2020

Тяжелые нарушения речи характеризуются своеобразием структуры нарушения и особенностями клинической симптоматики. Основной контингент дошкольных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи составляют дети с общим недоразвитием речи, т.е. имеют место сложные речевые расстройства, при которых отмечается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторонам.

При изучении формирования изобразительной деятельности у детей с ОНР наряду с тем, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе, отмечается быстрая истощаемость воображения.

Рисунки таких ребят отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумывать новую поделку или постройку.

В связи с трудностями, возникающими у детей с ОНР в процессе создания новых образов, дети с ОНР отдают предпочтения бытовой тематике. Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены.

Детям оказываются недоступными творческие задания: рисунок по воображению и рассказ о нем. Дети плохо понимают переносное значение слов, метафор. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость.

Их ответы беднее, чем у нормально развивающихся сверстников из-за меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования образами.

У значительного большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Дети с трудом берут правильно кисточку и карандаш. Это затрудняет развитие продуктивных видов деятельности.

Сенсорная система имеет пробелы в освоении цветов, форм, соотнесении размеров. Сложности возникают в построении перспективы рисунка, подборе необходимых изобразительных средств.

На всех этапах обучения, особенно на начальном, важно привить интерес к изобразительной деятельности, вызвать желание рисовать. Поэтому в качестве одного из главных методов используют обыгрывание предметов, игрушек, которые нужно нарисовать, а также обыгрывание уже готовых изображений. В играх дети учатся соотносить реально существующие предметы и их изображения.

На занятиях по изобразительной деятельности используются дидактические игры, направленные на выделение детьми определенных свойств и отношений предметов. У детей формируют восприятие цвета: сначала основных цветов, а затем и оттеночных, умение различать цвета еще до того, как ребята научатся их называть. В подборе дидактических игр детей учат соотносить и группировать предметы сначала с учетом одного свойства, например цвета, затем отличающиеся по двум признакам (цвету и форме), позднее - по всем признакам.

Специальные дидактические игры направлены на развитие восприятия формы, соотнесение плоскостных и объемных предметов, умение использовать при их восприятии различные ощущения: зрительные, двигательные, тактильно-двигательные.

 

В процессе дидактических игр у детей формируется представление о величине предметов и относительности величины, что необходимо в изображении. Одним из наиболее сложных для детей признаков предметов являются их пространственные отношения и расположение. У детей формируют восприятие различного пространственного расположения двух предметов, понимание относительности положения предметов в пространстве, учат моделировать по подражанию и по образцу. Развитие восприятия свойств и отношений предметов происходит в разнообразных дидактических играх, действиях с предметами, практической деятельности детей.

В обучении изобразительной деятельности на начальных этапах в качестве одного из методов используется подражание действиям взрослого. Показ действий проводится расчлененно, чтобы дети могли хорошо видеть и подражать действиям воспитателя. Если дети способны перейти к работе по образцу, то не следует долгое время использовать подражание. В старших группах подражание используется в основном при демонстрации техники выполнения изображений, например в действиях кисточкой при примакивании и др.

Более сложная деятельность требуется от ребенка в процессе рисования, так как ребенок не видит действий взрослого, перед ним находится только их результат. Для того чтобы воспроизвести образец, его необходимо проанализировать: определить цвет, форму, величину, выделить части изображения и их пространственное соотношение. Анализ образца проводится под руководством воспитателя, в процессе анализа у детей постепенно складываются навыки самостоятельного расчлененного восприятия образца. Однако работа по образцу не дает возможности для реализации творческих возможностей ребенка, она носит характер копирования, поэтому мало применяется в процессе предметного и сюжетного рисования. Больший удельный вес этот метод работы занимает в процессе обучения изобразительной деятельности дошкольников с ТНР. Занятия с использованием образца имеют место при обучении декоративному рисованию.

Одним из наиболее широко используемых методов обучения предметному рисованию является использование натуры. В процессе обучения рисованию с натуры важно научить детей самостоятельно воспринимать окружающие предметы и явления и передавать их в своих рисунках. Для того чтобы научить детей последовательно воспринимать предмет и его свойства, педагог учит детей целенаправленному обследованию предметов, которое предшествует рисованию детей. В процессе обследования дети сначала целостно воспринимают предмет, затем выделяют его основные части, определяют цвет, форму, величину, пространственное расположение частей, а затем снова целостно воспринимают предмет. Важно, чтобы дети хорошо представляли объект изображения: его функции и свойства.

Обследование предмета, прежде всего выявление его формы, предполагает как зрительное, так и тактильно-двигательное моделирование: обведение по контуру перед рисованием. В процессе обследования объекта составляется текст-описание, в котором зафиксировано название предмета, его цвет, величина, форма, основные части и их расположение. Содержание текста соотносится с конкретными свойствами и элементами объекта.

При обучении рисованию с натуры значение придается расположению предмета: чтобы ребенок мог изобразить предмет, он должен увидеть плоскостной образ, поэтому предмет должен находиться на уровне глаз ребенка. Овладение способами обследования предметов должно подготовить ребенка к самостоятельному восприятию новых объектов и их рисованию или лепке. Целенаправленное обследование объекта под руководством воспитателя завершается самостоятельным рисованием. В случае трудностей передачи каких-либо свойств, пространственного расположения элементов дети повторно обращаются к анализу натуры. По окончании работы воспитатель помогает детям сопоставить рисунки с предметом.

Большое значение для детей с нарушениями речи имеет рисование с опорой на представления детей. Обучение восприятию и обследованию предметов, накопление запаса графических образов, овладение некоторыми техническими навыками позволяет накопить запас представлений. Рисование по представлению связано с использованием словесных заданий и описаний, потому что представления детей могут быть актуализированы через речь. Вначале воспитатель учит детей точно воспроизводить в рисунке содержание описания предмета, которое составлялось в процессе обследования натуры. Обычно переход от рисования с натуры к рисованию по тексту происходит на одном и том же занятии, когда после рисования с натуры педагог убирает натуру и выполненные работы детей, оставив только текст и предложив детям нарисовать предмет с опорой на текст. Постепенно предлагаются описания предметов, которые дети рисовали с натуры раньше, и таким образом круг изображаемых по представлению предметов увеличивается.

Научившись изображать по представлению знакомые предметы и явления, дети после беседы с воспитателем рисуют то, что они видели на прогулках, в театре, в выходные дни. Старшие дошкольники подводятся к рисованию тех предметов и явлений, которых не было в их опыте и которые являются результатом их воображения. Например, дети иллюстрируют тексты прочитанных рассказов и сказок, готовят книжки-самоделки.

Рисование по представлению связана с необходимостью передачи сюжета, что требует от воспитателя учитывать не только уровень изобразительной деятельности, но и состояние речи. Поэтому важное значение имеет предварительная беседа по тексту (как правило, чтение рассказов и сказок проводится сурдопедагогом на занятиях по развитию речи), в процессе которой важно заинтересовать детей темой и сюжетом рисования. В качестве материала для рисования по представлению могут быть взяты сюжеты из жизни детей («День рождения Тани», «Новый год в детском саду» и др.).

В дошкольных учреждениях также широко используется тематическое рисование, при котором в русле заданной темы дети могут по своему усмотрению изображать разные предметы и сюжеты.

Наиболее высоким уровнем формирования изобразительной деятельности является рисование по замыслу, это подлинное творчество ребенка, в процессе которого он сам определяет тему и способы ее отражения в рисунке. Обучение рисованию по замыслу проходит в течение всего периода формирования изобразительной деятельности дошкольников с ТНР. Оно выражается в развитии интереса к рисованию, предпочтении изображения одних предметов другим, умении рисовать по представлению реальные предметы и те, которые они видели прежде, а также те предметы и явления, которые они могут представить на основе прочитанного и творчески отразить в своем рисунке или лепке. Рисование по замыслу предполагает общение воспитателя с ребенком по поводу темы и содержания рисунка, обучение ребенка определению замысла, умение обогащать уже знакомые сюжеты, наполнять их социальным содержанием.

свернуть
Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка