Белорусское народное музыкальное творчество как явление культуры

Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как важнейший фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности. Слово «фольклор» состоит из двух слов: «фольк»(folk) – народ и «лор»(lore) – знание, мудрость; в переводе на русский язык оно обозначает «народное знание», «народная мудрость». Фольклор – творчество, создаваемое народом и для народа.

     Народное музыкальное творчество (фольклор) является отражением жизни и быта белорусского народа, опорой национального стиля. Основные ветви белорусского фольклора – это музыка вокальная (народные песни) и инструментальная (народные танцы – польки, хороводы и т.д.).

Похожее изображение

Народные песни. Основные черты:

коллективность, передача «из уст в уста», анонимность, небольшой диапазон мелодии, отсутствие увелич. и уменьш. интервалов. Диатонические лады – натуральный мажор или минор. Умеренные темпы. Разнообразие метрических размеров (смешанные, сложные). 2 Виды народного пения: – одноголосное и многоголосное.

Обряды и обычаи белорусского народа являются отражением мироощущения человека того времени, его стремления выразить определенную идею, чувство. По своим функциям их можно разделить на календарные, семейные и общественные.

Календарно-обрядовые песни.

  Классификация этих песен связана с порами года, сезонными аграрными циклами, трудовой деятельностью человека.

    Коляды 24 декабря – 06 января Обходы дворов колядовщиками, колядные гадания, хождение со «звездой», ритуальные образы «козы», колядные игры. Музыка для величания, воспевание трудолюбия хозяев дома. Радостный характер, элементы театрализации. Одноголосная манера исполнения. Мажорное наклонение, затягивание последних слогов.

   Масленица - последняя неделя февраля Символическое сжигание чучела зимы, катание на качелях, с ледяных горок, закапывание молодых в снег. Узкий объем песенных интонаций. В основе – короткие мелодические фразы. Преобладание мажора. Закликание весны 1, 9, 25 марта Выпечка «жаворонков», пирожков, подбрасывание их вверх. Сжигание на взгорках старых вещей. Зазывание весны с крыш, возвышенностей. Основа песен – заклики, повторы нескольких коротких попевок, одноголосное исполнение. Наличие протяжных выкриков.

    Троица  -конец апреля, мая Шествие у околиц деревни, украшение домов зеленью, цветами. Собирание трав, плетение венков. Тексты песен с заклинаниями на будущий урожай. Схожесть с манерой пения на закликание весны.

   Купалье ночь с 6 на7 июля Ритуальные «очищающие» прыжки через костер, скатывание зажженных колес в воду, купания. Собирания трав, поиски «папараць-кветки», гадание на венках. Персонажи Купалы, Купалинки, «старога дзеда». Многоголосное унисонное исполнение песен, эффекты эха, глиссандо в окончаниях, свободные напевы, неповторные цезуры.

      Жатва конец августа – начало сентября Зажинки – поклонение первому снопу. Жатва. Дожинки – дожинковый венок, толока. 3 группы песен –«зажиночные», трудовые; жнивные (исполнялись на поле во время жатвы); обрядовые «дожиночные». Напряженность звучания, развитие одного мелодического зерна, ритмическая свобода.

    Чуды - октябрь, ноябрь Яровое и овсяное жниво, уборка льна, гречки, картофеля, сбор осенних ягод, грибов. Обход дворов «на Чуды». Отражение в песнях связи землероба с завершающим этапом его деятельности. Лирические, шуточные песни. Преобладание минорных ладов.

Семейно-обрядовый фольклор

Семейные обряды и обычаи – это отражение главных событий в жизни человека – рождение, вступление в брак, смерть. Песни этого типа следуют таким же принципам и классифицируются как: песни на крестины, к свадебному обряду и на похороны. Крестины: смысл обряда – величание новорожденного по случаю присвоения ему имени, присоединение ребенка к семье. Главные персонажи – отец, мать, ребенок, названные родители, «бабка»-повитуха. Песни лирические, шуточные – кумовьям, родителям, ребенку. Свадебный обряд: разделяется на несколько этапов — обряжение жениха и невесты, выкуп невесты, свадебный бал с пожеланиями молодым, прощание невесты с родительским домом, встреча молодых в доме жениха.

   Свадебные песни содержат несколько образов – праздничная «веселая», жалостливая «обидчивая», драматическая, шуточная. Похороны: этот обряд противоположен кристинам и свадебному обрядам. В музыке отражена человеческая скорбь, оплакивание умершего. Эмоциональное напряжение выражено в волнообразном движении мелодии со звучащими внезапными вскриками, глухими рыданиями. Необрядовые песни. Это песни, которые не сопровождали определенные обряды, звучали на вечерках, беседах. Основное назначение такой песни – выражение разнообразных эмоций и переживаний народа. Жанры необрядовых песен – детские, колыбельные, сатирические, застольные, танцевальные, считалки, батрацкие, рекрутские, солдатские, социального протеста.

Народная инструментальная музыка

Народная инструментальная музыка – это неотъемлимая и важнейшая часть народного художественного наследия. Она сопровождала календарно-земледельческие обряды, семейные праздники и народные обычаи. Эта музыка звучала в исполнении на белорусских народных инструментах – гармоники, цимбал, жалейки, дуды, свирели, бубна. Все эти национальные инструменты передают неповторимость и исключительность инструментальной музыки Беларуси. Основные жанры: • сигналы • наиболее древний пласт музыки, к нему относятся колокола, трубы; • свирельные наигрыши; • танцы • польки и т. п.

Картинки по запросу картинка народные песни