Дни информирования 2024

19.09.202 МЫ ВМЕСТЕ НАВСЕГДА: К 85-ЛЕТИЮ ВОССОЕДИНЕНИЯ ЗАПАДНОЙ БЕЛАРУСИ И БССР

 МЫ ВМЕСТЕ НАВСЕГДА:

К 85-ЛЕТИЮ ВОССОЕДИНЕНИЯ ЗАПАДНОЙ БЕЛАРУСИ И БССР

 

Сегодня мы будем говорить о судьбоносной для каждого, кто любит и верит в Беларусь, дате – 17 сентября 1939 г.

В истории человечества найдется мало государств, которые были бы разъединены, но всё-таки воссоединились. Снова стали одним целым. И наша страна – один из немногих, можно даже сказать, уникальных примеров.

85 лет назад произошло воссоединение нашей страны, белорусского народа. С тех пор мы едины территориально и духовно. И никто не вправе сказать, что кто-то, кроме нас самих, решает судьбу нашей свободной Родины.

Давайте вспомним, что этому событию предшествовало.

После краха Российской империи в условиях Первой мировой войны активизировался поиск моделей государственности Беларуси.

Часть белорусских «активистов» пыталась найти себе покровителей среди еще воюющих держав либо заручиться их поддержкой. Безрезультатно.

Шансов на успех у «деятелей» БНР не было ни одного. Просто потому, что независимости на штыках оккупантов не бывает!

Кстати, аналогичные «потуги» в разных регионах планеты мы наблюдаем и сегодня.

Реальную возможность становления государственности белорусам предоставила именно советская власть. После создания 1 января 1919 г. Социалистической Советской Республики Беларуси (ССРБ) народ сам вершил свою судьбу на родной земле.

Давайте вспомним исторический факт. В 1918 году Совет Народных Комиссаров РСФСР своим декретом отменил действие международных договоров Российской империи с Пруссией и Австрией. Среди прочих были аннулированы и соглашения, касавшиеся разделов Речи Посполитой. Так советская власть отказалась от любых претензий на территорию Польши и признала её независимость.

Однако польские правители находились в иллюзиях Польши «от можа до можа».

И в 1919 году Польша военной силой забрала под себя часть белорусской территории, никогда ранее полякам не принадлежавшей.

Это произошло потому, что в первые годы после Октябрьской революции 1917 года в условиях гражданской войны, иностранной интервенции и внутренних противоречий у большевиков остро не хватало сил для сражений на нескольких фронтах. Большое влияние на поражение Красной Армии в польско-советской войне оказала и всесторонняя помощь Польше странами Антанты. Благодаря их финансовым и материальным вливаниям, к весне 1920 г. полякам удалось создать армию численностью около 740 тыс. чел. Ее боевой подготовкой занимались иностранные военные инструкторы (только из Франции их прибыло около 3 тыс. чел.).

В этих обстоятельствах Варшава могла временно диктовать свои условия. Участие Беларуси в переговорах как равноправной стороны неминуемо поставило бы вопрос о проведении размежевания с учетом этнических границ, что категорически не устраивало Варшаву. В силу объективных причин Москва была готова пойти на любые уступки ради прекращения войны.

После заключения в 1921 году Рижского мирного догово́ра белорусский народ познал трагедию национального разъединения. В тот момент судьба Беларуси решилась без представителей нашей страны, ведь переговоры с польской стороной вела российско-украинская делегация. Для советского руководства это была вынужденная мера. Примерно такая же, как Брестский мир, который даже сам Ленин называл «похабным».

В состав Польши оказались включены свыше 110 тыс. кв. км западных белорусских земель, на которых проживало около 4,5 млн наших соотечественников.

Получив половину Беларуси и четверть Украины, Польша стала государством, в котором поляки составляли только 64% населения. Тем не менее, внутренняя политика польских властей в межвоенный период осуществлялась под лозунгом «Польша – государство одного народа».

По своей сути Рижский договор со стороны Польши был, во-первых, антибелорусским.

А во-вторых, если говорить про весь период польского господства в Западной Беларуси, то это – апофеоз шовинистической политики, которую правящие круги Польши проводили в отношении восточных соседей на протяжении столетий.

На бумаге белорусам была гарантирована «национально-культурная жизнь» в составе польского государства. Однако Юзеф Пилсудский и его политическое окружение думали совершенно по-другому.

В 1934 году Министр иностранных дел Польши Юзеф Бек и вовсе цинично заявил на заседании Лиги Наций: «Моя страна прекращает сотрудничество в деле защиты прав национальных меньшинств». Это, как понятно, касалось и литовцев, и украинцев, и нас – белорусов.

Западная Беларусь в составе Польши не имела даже самой «куцей» территориально-административной автономии. В то время как ССРБ изначально обладала как суверенитетом, так и основными признаками государства – территорией, населением, системой органов публичной власти, правовой системой. Она реально собрала вокруг себя в 1924 и 1926 годах восточно-белорусские земли.

Та же часть нашего народа, которая оказалась под Польшей, должна была исчезнуть. Ополячиться. Насильно изменить веру. Поменять всё вплоть до языка, имен и самого образа жизни. 

На оккупированных белорусских территориях, которые поляки называли «кресы всходни», они вели себя как колонизаторы.

На оторванных белорусских землях «осаживались» польские ветераны-легионеры. Власти «готовили» «осадников» к тому, что их новые фольварки, якобы, со всех сторон окружены «враждебной» территорией.

Западная Беларусь превратилась под Польшей в отсталый аграрно-сырьевой регион польского государства.

В деревне проживало более 80% всего населения Западной Беларуси.

В начале 1930‑х годов здесь закрылось более 230 предприятий, а число рабочих сократилось на 46%.

Всего в этом крае было около 700 тыс. безработных.

Полонизация и кровавое усмирение жителей «кресов всходних» вызывали массовое возмущение белорусов. Вначале были демонстрации и забастовки, а уже в 1922 году началась партизанская борьба.

Что интересно: наиболее интенсивными вооруженные выступления были на Белосточчине и Гродненщине.

«Колониальный эксперимент» польских воевод на землях Западной Беларуси не удался. Зато в Западной Беларуси был установлен военно-полицейский режим и начался полицейский террор.

Давайте вспомним слова ещё одного «ясновельможного пана» – Бронисла́ва Перацкого – министра внутренних дел с 1931 по 1934 год. На вопрос американской журналистки о карательных акциях в Западной Беларуси и Украине он прямо заявил: «Дайте нам ещё десять лет, и вы с фонарём среди бела дня не найдете ни одного украинца и ни одного белоруса».

Членство в коммунистической партии каралось вплоть до пожизненного заключения. Причем даже перевод Библии на белорусский язык расценивался как «коммунистическая деятельность».

Белорусская культура была поставлена в условия постоянной борьбы за выживание. Вдумайтесь: к 1938-му учебному году не осталось ни одной белорусской школы.

Польская политика по отношению к оккупированным народам Беларуси и Украины по ряду параметров была сопоставима с варварским режимом Гитлера.

В 1934 году в Берёзе-Картузской появился концентрационный лагерь. Здесь в нечеловеческих условиях томились и подвергались пыткам тысячи «общественно опасных элементов» – люди, которые пытались противостоять полонизации.

Фактически это страшное место стало тождественным созданным впоследствии «Майданеку», «Освенциму», «Тростенцу»  и другим лагерям смерти.

И сегодня мы свято чтим всех тех, кто самоотверженно отстаивал право белорусов «людзьмi звацца».

В том числе и поэтому нам, белорусам, совершенно нечего стыдиться за предвоенную историю СССР. Давайте вспомним, что инициативы Советского Союза по созданию системы коллективной безопасности на европейском континенте не нашли взаимопонимания и поддержки со стороны правящих кругов Великобритании, Франции и той же Польши.

Широко известно о политических играх Варшавы и Берлина в 1930-х годах прошлого века. В 1933 году Польша признала нацистский рейх, обеспечив ему поддержку на международном уровне. В 1934 году Польша стала первой страной в Европе, заключившей с Германией Договор о ненападении. В 1938 году Польша в результате договорённостей с Берлином вторглась в Чехословакию и оккупировала Тешинскую область.

Представьте себе: у польского командования до марта 1939 года не было плана обороны на Западе. Всё внимание обращалось только на Восток, только против СССР. Однако тогда для нацистских стратегов (равно как и сегодня для Вашингьона и Брюсселя) Польша являлась лишь разменной картой.

Ещё 28 апреля 1939 г. Германия аннулировала договор с Польшей о ненападении, а германский генштаб приступил к заключительному этапу разработки плана «Вайс», плана захвата Польши. Это неоспоримое свидетельство того, что судьба польского государства была предопределена за четыре месяца до подписания 23 августа 1939 г. германо-советского договора о ненападении.

К пакту Молотова–Риббентропа не прилагалась военная конвенция. А значит, достигнутые договорённости между Германией и Советским Союзом не делали их союзниками ни формально, ни фактически.

В той большой предвоенной политической игре польская элита, крупно просчитавшись, получается, «сама себя высекла». После начала Второй мировой войны 1 сентября 1939 года Польша потерпела быстрое и сокрушительное поражение в войне с Германией.

А что в это время делала варшавская «верхушка»? В этот сложный для своей страны период польские «вожди» того времени бежали, перейдя в ночь с 16 на 17 сентября румынскую границу. Естественно, не забыв прихватить с собой золотой запас страны.

В обстановке краха Польского государства Красная Армия ввела войска на территорию Западной Беларуси.

При этом требуемые нормы международного права Москвой были соблюдены в полной мере. Принципиальным является следующий факт: СССР войны Польше не объявлял. И польское Правительство тоже признало, что состояния войны с Советским Союзом нет.

Судьбу освобождённых земель, их дальнейшее воссоединение с БССР решило Народное Собрание Западной Беларуси. Состав его депутатов отражал исторически сложившуюся социальную и национальную структуру населения края. Именно Народное Собрание стало ярким примером для совершенствования нашей политической системы на современном этапе развития государственности.

2 ноября 1939 г. Верховный Совет СССР удовлетворил просьбы о принятии Западной Беларуси и Западной Украины в состав Советского Союза.

14 ноября 1939 г. Верховный Совет БССР принял Закон о включении Западной Беларуси в состав республики.

В итоге территория Беларуси вновь обрела целостность. Белорусское государство получило границы, близкие естественным пределам расселения белорусского народа на протяжении многих веков. Эти земли исконно были населены белорусами, не являлись спорными территориями по этническому принципу, не были завоёваны нашими предками у соседних народов.

На возвращённой территории сразу начали строиться многие промышленные предприятия. Социалистические преобразования затронули и западнобелорусскую деревню. Начался также активный процесс белорусизации системы народного образования и государственных учреждений.

К концу 1940 г. объем валовой промышленной продукции по сравнению с 1938 г. увеличился более чем в два раза.

Более 1 млн га земли было роздано малоземельным и безземельным крестьянам.

Однако бывшие правители Польши, грабившие ранее Западную Беларусь, не смирились с фактом объединения белорусских земель. При активной поддержке польского эмиграционного правительства на территории БССР была создана обширная конспиративная сеть польского националистического подполья. С октября 1939 г. по июль 1940 г. органами безопасности было раскрыто 109 подпольных организаций, объединявших 3231 человека.

У нас нет фактов о том, воевали ли во время Великой Отечественной войны бойцы польской Армии Крайовой против немецко-фашистских оккупантов за спасение именно жителей белорусских православных деревень. Но у нас, к сожалению, есть страшные данные о карательных акциях «аковцев» против белорусского населения и советских партизан. Зачастую вместе с немцами и полицаями.

Один пример. Командир Столбцовского отряда Армии Крайовой, капитан Пильх (позывной «Гура») в своих мемуарах написал, что его легионеры с декабря 1943 г. по июнь 1944 г. «уничтожили 6 тысяч большевиков». Среди этих «большевиков» значительную часть составляли старики, женщины и дети. Наши соотечественники...

Об актах терроризма против белорусов, совершённых командирами и боевиками Армии Крайовой и пост-аковского подполья, мы должны говорить искренне, честно, во весь голос. И всегда помнить нашу национальную боль.

Это тем более важно сейчас, когда на Западе исторические даты начала Второй мировой войны и воссоединения Западной Беларуси с БССР продолжают усердно встречать приступами русофобии и антисоветизма.

Каждый год мы видим очередные попытки всячески «обелить» недальновидную политику польского правительства в 1939 году, а вину за разгром Польши возложить на руководство СССР.

Польское руководство старательно забывает, что в 1945 году возрождение польской государственности обеспечил именно СССР. Это может характеризоваться исключительно как историческое беспамятство.

Зато польские власти отказали нам в содействии в расследовании уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. И одновременно разрешили бессудное убийство безоружных мигрантов, посмевших ступить на польскую землю.

Естественно, таким польским реваншистам рьяно подыгрывают и грызущиеся между собой за гранты кучки «беглых» провокаторов-радикалов. Это, будем говорить прямо, яркий пример откровенного холопства перед нынешней польской «шляхтой».

В XXI веке польские националисты ежегодно проходят циничным маршем «про́клятых солдат» по Гайновке, где у многих белорусов погибли родственники и близкие люди. У них отняли жизни уже после войны. Мы всегда должны помнить и будем помнить, что в 1946 году 3-я Виленская бригада под командованием палача Ромуальда Райса по кличке “Бурый” сожгла 5 белорусских православных деревень в Подляшье. Были зверски убиты около 80 человек. А ведь это была Белостокская область, которая была передана (заметьте: даром передана!) Польской Республике Советским Союзом.

Власти советской Польши поймали Райса, судили и казнили его в Белостоке. А после развала Советского Союза правители Польши «Бурого» де-факто реабилитировали.

И теперь в Гайновке польские граждане – наши этнические белорусы – должны молча смотреть, как перед ними маршируют провокаторы-радикалы, восхваляя тех, кто жёг их близких только за другую веру и язык.

Почему же польское руководство решительно осуждает немецких гитлеровских и украинских бандеровских карателей, а вот своих убийц считает «национальными героями»? Это и есть демократия «по-польски»? В Беларуси не приемлют такие двойные стандарты.

В условиях ведущейся против нас с вами полномасштабной «гибридной» войны наша страна самоотверженно отстаивает историческую память и правду. Мы никогда не будем равнодушными к попыткам оправдать кровавые рейды боевиков и убийства мирных жителей, осквернить память наших соотечественников.

Мы никогда не пойдём на сделку с совестью. У нас не было и никогда не будет героизации разных «бандер», «бурых» и других бандитов. Мы должны помнить горе наших предков, радость освободителей и освобожденных, предательство подлецов и торжество справедливости.

Территориальная целостность независимой Республики Беларусь, национальное единство нашего народа опирается на судьбоносные исторические решения, принятые 85 лет назад. Строительство подлинно социально-ориентированного государства возможно только в консолидированном обществе.

В XXI веке нас не сломили ни пандемия, ни попытка устроить «цветной» мятеж, ни грабительские санкции «коллективного» Запада. Не сломили, потому что мы были вместе.

Условиями сохранения единства общества и государства являются: патриотизм; уважение и почитание государственных символов Республики Беларусь; консолидация усилий и ресурсов государства, институтов гражданского общества и граждан по реализации и защите национальных интересов; готовность гражданина достойно исполнить воинский долг, защищать независимость, территориальную целостность и конституционный строй Республики Беларусь; равенство всех перед Законом; уважение конституционных прав и свобод человека и гражданина; социальная ответственность; личная ответственность; конструктивный диалог между гражданами и властью; приверженность традиционным ценностям белорусского общества; неприятие любых форм национальной, религиозной дискриминации.

На нашей стороне Правда.

И мы едины в своём стремлении жить на своей земле своим умом и трудом.

Вот почему для нас День народного единства – символ солидарности, патриотизма и силы нации.

«Само время, время глобального передела мира, вернуло дату 17 сентября в наш календарь государственных праздников. Чем больше мы видим, как рушатся современные государства, как народы теряют родину, дом, традиции, – тем пристальней всматриваемся в историю родной земли… По сути нет новых вызовов. Есть забытые старые уроки и угрозы. И есть защита – многовековой опыт, который научил нас быть вместе и в счастливые, и в трудные времена», – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 17 сентября 2023 г. на патриотическом форуме «Мы – беларусы!».

 

Материалы газеты «СБ. Беларусь сегодня», рекомендуемые для использования при проведении ЕДИ

М.Осипов, И.Марзалюк. Тернистый путь к единству нации. Величественный и славный шлях. Части 1, 2, 3, 4, 5, 6 // газета «СБ. Беларусь сегодня». – 17, 24 сентября; 1, 8, 15, 22 октября 2022 г.;

https://www.sb.by/articles/ternistyy-put-k-edinstvu-natsii-chast-1-ya.html

https://www.sb.by/articles/ternistyy-put-k-edinstvu-natsii-chast-2-ya.html

https://www.sb.by/articles/ternistyy-put-k-edinstvu-natsii-chast-3-ya.html

https://www.sb.by/articles/ternistyy-put-k-edinstvu-natsii-chast-4-ya.html

https://www.sb.by/articles/ternistyy-put-k-edinstvu-natsii-chast-5-ya.html

https://www.sb.by/articles/ternistyy-put-k-edinstvu-natsii-chast-6-ya.html

 

В.Гигин. Наш счет к Речи Посполитой. Польские власти относились к западно-белорусским землям как к своей колонии // газета «СБ. Беларусь сегодня». – 9 сентября 2022 г.;

https://www.sb.by/articles/nash-schet-k-rechi-pospolitoy.html

 

В.Гигин. По закону и воле народа. Как проходило включение западнобелорусских земель в состав БССР и чем знаменательна дата 14 ноября) // газета «Беларусь сегодня». – 11 ноября 2022 г.;

https://www.sb.by/articles/po-zakonu-i-vole-naroda.html

 

А.Муковозчик. День народного единства, тезисы для размышлений // газета «СБ. Беларусь сегодня». – 15 сентября 2022 г.

https://www.sb.by/articles/den-narodnogo-edinstva.html

 

Е.Соколова. Освободительный поход 1939 года. Логика событий. Глобальная значимость освободительного похода Красной армии 17 сентября 1939 года // газета «СБ. Беларусь сегодня». – 10, 13 сентября 2022 г.

https://www.sb.by/articles/osvoboditelnyy-pokhod-1939-goda-logika-sobytiy.html

https://www.sb.by/articles/osvoboditelnyy-pokhod-1939-goda-logika-sobytiy-part-2.html

 

О предупреждении пожаров и чрезвычайных ситуаций в жилом фонде и природных экосистемах Минской области
Слайд 2
Оперативная обстановка с пожарами и гибелью людей
на территории Минской области остается сложной. Так, по состоянию
на 12.09.2024 зарегистрировано 1017 пожаров (рост на 9,4%,
за аналогичный период 2023 года зарегистрировано 930 пожаров),
от которых погибло 87 человек (рост гибели на 45,0%, за аналогичный
период 2023 года от пожаров зарегистрирована гибель 60 человек), в том
числе 1 ребенок (в 2023 году – 0).
Рост пожаров наблюдается в 17 регионах области, погибших от них
людей –в 11.
Справочно: рост пожаров зарегистрирован в Вилейском
(+8,1%, с 37 до 40), Дзержинском (+16,3%, с 43 до 50), Клецком
(+11,1%, с 9 до 10), Копыльском (+48%, с 25 до 37), Крупском (+14,3%,
с 21 до 24), Логойском (+33,3%, с 33 до 44), Минском (+21,3%, с 141
до 171), Мядельском (+11,8%, с 17 до 19), Несвижском (+21,1%, с 19
до 23), Слуцком (+26,1%, с 46 до 58), Смолевичском (+20,3%, с 59 до 71),
Солигорском (+4,0%, с 50 до 52), Стародорожском (+6,3%, с 16 до 17),
Узденском (+31,6%, с 19 до 25), Червенском (+31,8%, с 22 до 29) районах и г.
Жодино (+33,3%, с 9 до 12).
Увеличение количества погибших зарегистрировано в Вилейском
(с 0 до 7), Клецком (с 0 до 3), Логойском (в 4 раза, с 1 до 4), Любанском
(в 4 раза, с 1 до 4), Несвижском (в 2 раза, с 1 до 2), Слуцком (+550 %,
с 2 до 13), Смолевичском (в 2 раза, с 1 до 2), Стародорожском (+50 %,
с 2 до 3), Узденском (в 6 раз, с 1 до 6), Червенском (+250 %, с 2 до 7) районах и
г. Жодино (с 0 до 1).
Слайды 3-4
По-прежнему наибольшее количество пожаров ежегодно происходит
в жилищном фонде – 79,2% от общего количества пожаров (754).
Основными причинами происшедших пожаров явились:
нарушение правил устройства и (или) эксплуатации электросетей
и электрооборудования – 29,0% или 295 (в 2023 году – 283, +4,2%);
2
неосторожное обращение с огнем – 26,2% или 267 (в 2023 году –
248, +7,7%);
нарушение правил устройства и (или) эксплуатации печей,
теплогенерирующих агрегатов и устройств – 13,7% или 139 (в 2023 году –
141, -1,4%);
поджог – 2,6% или 26 (в 2022 году – 23, +13%);
шалость детей с огнем – 0,8% или 8 (в 2023 году – 18, -55,6%).
Слайд 5
Подавляющее большинство фактов гибели людей зарегистрировано
от пожаров, произошедших также в жилищном фонде – 97,7%
от общего количества погибших (85).
Основными причинами гибели людей от пожаров явились:
неосторожное обращение с огнем (в 2024 году – 62, в 2023 году – 38,
+63,2%);
нарушение правил устройства и эксплуатации печей и ТГУ
(в 2024 году – 1, в 2023 году –7, -85,7%);
нарушение правил эксплуатации газовых устройств и агрегатов
(в 2024 году – 2, в 2023 году – 3, -33,3%);
нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования
(в 2024 году – 7, в 2023 году – 4, +75,0%).
Основные категории погибших от пожаров граждан: неработающие
граждане трудоспособного возраста (34 человека или 39,1% от общего
числа погибших) и пенсионеры (38 человек или 43,7%).
Справочно: 14 погибших (16,1%) являлись граждане, которые
осуществляли трудовую (служебную) деятельность, 1 погибший -
ребенок (1,1%).
Основным условием, способствующим гибели людей
от пожаров является состояние алкогольного (наркотического) опьянения
(49 погибших, 56,3%).
3
Справочно: условиями, способствующими гибели еще 7 (8,0%)
человек являлись болезнь либо физические недостатки, 17 человек (19,5%)
– преклонный возраст, 45 человек (51,7%) – состояние сна,
6 человек (6,9%) – паника либо неправильные действия погибших,
4 человек (4,6%) – интенсивное распространение пожара, 6 человек
(6,9%) – прочие причины.
Незанятость граждан в экономике, пьянство и алкоголизм остаются
основными условиями, создающими повышенный риск гибели людей
от пожаров.
Слайд 6
В Республике в 2024 году пожароопасный сезон начался 27 февраля:
первые загорание травы и кустарников были зафиксированы на
территории Брестской области, в Минской области первое загорание
зафиксировано 28 февраля в Червенском районе в районе д. Лысая Гора.
В марте ввиду отсутствия снежного покрова и по мере просыхания
поверхности почвы количество загораний начало кратно увеличиваться.
В этот период наибольшее количество загораний от 40 до 73
фиксировалось в выходные и праздничные дни, когда увеличивается
хозяйственная деятельность населения. Всего в марте-апреле текущего
года произошло 373 загорания в природных экосистемах — это почти
половина всех загораний, по состоянию на 12.09.2024 зарегистрировано
757.
Анализ распределения загораний в природных экосистемах по
месяцам в течение пожароопасного сезона в предыдущие 10 лет
показывает, что за пожароопасный сезон возможно несколько периодов
ухудшения обстановки. Самый значительный по количеству пожаров и
последствиям фиксируется в весенний период (март-апрель), второй в
засушливые периоды летом и третий период – в сентябре. За первую
декаду сентября на территории Минской области произошло 126
4
загораний в природных экосистемах. То есть на сегодняшний день мы, к
сожалению, наблюдаем очередной пик пожаров в экосистемах.
Одним из основных условий, напрямую влияющих на количество
пожаров в природных экосистемах, является наличие заброшенных
(неухоженных) территорий с ветхими строениями, неубранной сухой
растительностью, наличие несанкционированных свалок мусора.
Слайд 7
Несмотря на то, что в текущем году складывается положительная
динамика, связанная с загораниями в природных экосистемах
(снижение на 31,2 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого
года), Минская область остается лидером по количеству природных
загораний в разрезе республики. Основное количество загораний в 2024
году зарегистрировано в апреле – мае, тогда количество загораний
превышало прошлогоднюю статистику более чем в 9 раз! Одной из
основных причин такого всплеска стало отсутствие должного наведения
порядка на земле (уборка сухой растительности) летом – осенью 2023
года.
Во всех регионах области сформированы учетные базы
пожароопасных участков (альбомы). Всего на учет взят 2 201 такой
участок, где не наведен соответствующий порядок.
Проведенный анализ темпов наведения порядка на земле в текущем
году показывает, что работа проводится на недостаточном уровне.
Так, из всех взятых на учет пожароопасных участков порядок наведен
только на 64 % из них. Если в этом году вовремя не усилить работу по
наведению порядка на земле вплоть до установления снежного покрова
пожароопасный сезон 2025 года опять начнется с регистрации тотального
количества загораний.
5
Слайд 8
Ежегодно и на системной основе учреждением «Минское областное
управление МЧС» во взаимодействии с другими субъектами
профилактики проводится комплекс мероприятий по предупреждению
гибели людей от пожаров.
В целях организации деятельности субъектов профилактики
правонарушений по предупреждению правонарушений, способствующих
гибели людей от внешних причин и условий, способствующих их
совершению, а также принятия мер по устранению таких причин
и условий, решением Минского областного исполнительного комитета
от 28.12.2022 № 1201 «Об организации деятельности субъектов
профилактики правонарушений» одобрен алгоритм.
В рамках выполнения алгоритма при выявлении причин и условий,
способствующих совершению правонарушений, субъекты профилактики
правонарушений Минской области принимают соответствующие меры в
пределах своей компетенции, а в случае выявления критериев и признаков
небезопасных условий проживания граждан информируют иные субъекты
профилактики, к чьей компетенции относятся выявленные нарушения.
Алгоритмом определено, что в деятельности по предупреждению
правонарушений, способствующих гибели людей от внешних причин
в жилищном фонде участвуют: местные исполнительные и
распорядительные органы; органы по труду, занятости и социальной
защите, территориальные центры социального обслуживания населения;
органы внутренних дел; органы и подразделения по чрезвычайным
ситуациям; орган государственного энергетического и газового надзора,
энерго- и газоснабжающие организации; органы управления
здравоохранением, государственные организации здравоохранения;
6
структурные подразделения областного, районных, городских
исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные
полномочия в сфере образования, учреждения образования.
Слайд 9
Каждый из перечисленных субъектов профилактики в рамках своей
компетенции обязан выявлять причины и условия, способствующие
совершению правонарушений, принимать меры, направленные на их
устранение, а также осуществлять анализ проводимой работы.
Слайд 10-15
Алгоритмом определены критерии и признаки небезопасных условий
проживания граждан в жилищном фонде, по которым субъекту
профилактики правонарушений необходимо обеспечить принятие мер.
К критериям и признакам небезопасных условий проживания граждан
относятся: признаки несоответствия установленным требованиям
устройства и эксплуатации печи; признаки несоответствия электрических
сетей и (или) электрооборудования требованиям, предъявляемым к их
устройству и (или) эксплуатации; признаки несоответствия
установленного газового оборудования, вводных, внутренних
газопроводов требованиям, предъявляемым к их устройству и (или)
эксплуатации; признаки несоответствия установленных теплоустановок
требованиям, предъявляемым к их устройству и (или) эксплуатации.
 антисанитарное состояние жилья
 домовладение (квартира) отключено от электроснабжения
 неспособность граждан к самообслуживанию
 наличие в доме детей дошкольного возраста без присмотра
 наличие видимых признаков нахождения граждан в состоянии
алкогольного и (или) наркотического опьянения
 наличие видимых признаков телесных повреждений у проживающих
граждан, полученных в результате противоправных действий
7
Слайд 16
Так, в зависимости от категории проживающих граждан и признаков
в случае, когда субъектом профилактики выявлены вышеуказанные
критерии небезопасных условий проживания граждан Алгоритмом
определен порядок действий.
1. Если критерии и признаки выявлены в домовладениях (квартирах)
семей, воспитывающих детей необходимо:
принять меры в соответствии с Декретом Президента Республики
Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах
по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;
провести разъяснительную работу по вопросам недопустимости
оставления детей без присмотра, ответственности родителей
за ненадлежащее воспитание и содержание детей;
проинформировать в течение 5 рабочих дней поселковый, сельский
исполнительный комитет, в городах – соответствующее структурное
подразделение райгорисполкома, на территории которого расположено
домовладение (квартира);
2. Если критерии и признаки выявлены в домовладениях (квартирах)
одиноких и одиноко проживающих пожилых граждан и инвалидов
необходимо:
проинформировать не позднее 5 рабочих дней для принятия мер
реагирования органы по труду, занятости и социальной защите,
территориальные центры социального обслуживания населения
(рассмотрения в соответствии с законодательством вопросов оказания им
помощи в создании безопасных условий проживания), а также иные
субъекты профилактики правонарушений (при необходимости);
в случае непосредственной угрозы незамедлительно инициировать
рассмотрение райгорисполкомом вопроса о временном обеспечении
8
местом проживания (пребывания) пожилых граждан, инвалидов
до завершения выполнения соответствующих работ по обеспечению
безопасных условий их проживания (устранения опасности);
проинформировать в течение 5 рабочих дней поселковый, сельский
исполнительный комитет, в городах – соответствующее структурное
подразделение райгорисполкома, на территории которого расположено
домовладение (квартира);
3. Если критерии и признаки выявлены в домовладениях (квартирах)
лиц, склонных к злоупотреблению спиртными напитками, использующих
свое жилье для распития спиртных напитков, сбора лиц, ведущих
асоциальный образ жизни, а также пожилых граждан, инвалидов,
проживающих с лицами асоциального поведения, необходимо:
проинформировать в течение 5 рабочих дней организации
здравоохранения, советы общественных пунктов охраны правопорядка
для проведения с ними профилактических и иных мероприятий в
соответствии с законодательством, а также при необходимости иные
субъекты профилактики правонарушений;
проинформировать в течение 5 рабочих дней поселковый, сельский
исполнительный комитет, в городах – соответствующее структурное
подразделение райгорисполкома, на территории которого расположено
домовладение (квартира);
4. Если выявлены признаки нарушений правил устройства
и технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих
установок, правил техники безопасности при их эксплуатации, правил
электро- и теплоснабжения необходимо:
проинформирвать в течение 5 рабочих дней территориальный орган
государственного энергетического и газового надзора, энергоснабжающие
организации;
9
5. Если выявлены признаки нарушений правил пользования газом в
быту (согласно критериий и признаков небезопасных условий
проживания):
проинформировать в течение 5 рабочих дней территориальный орган
государственного энергетического и газового надзора, газоснабжающие
организации;
6. Если выявлены признаки нарушений правил пожарной
безопасности (согласно критериев и признаков небезопасных условий
проживания) необходимо
проинформировать в течение 5 рабочих дней информируют органы и
подразделения по чрезвычайным ситуациям;
7. Если критерии и признаки небезопасных условий проживания
выявлены в домовладениях (квартирах) иных категорий граждан,
необходимо
проинформировать в течение 5 рабочих дней субъекты
профилактики правонарушений, в компетенции которых находится
решение выявленных проблемных вопросов.
Субъект профилактики правонарушений, получивший
информацию о выявленных критериях и признаках обязан в течение 10
рабочих дней, следующих за днем поступления информации, с выходом
на место (при необходимости) изучает данную информацию и принимает
меры в пределах компетенции.
Слайд 17-18
Благодаря эффективному взаимодействию с органами власти,
субъектами профилактики правонарушений в рамках принятого
в области Алгоритма, с начала года всеми субъектами профилактики
обследовано 728 864 домовладения (квартиры) граждан, по результатам
обследований в 22 407 домовладениях и квартирах граждан выявлены
критерии и признаки небезопасных условий проживания.
10
Заинтересованным в пределах компетенции направлено более 32,6 тыс.
информаций.
За 8 месяцев 2024 года работниками органов и подразделений
по чрезвычайным ситуациям изучено противопожарное состояние более
110 тыс. домовладений и квартир граждан. В ходе обследований особое
внимание уделено вопросам состояния печного отопления, наличия
и работоспособности АПИ (в т.ч. АПИ с выводом сигнала на СЗУ),
соблюдения гражданами противопожарного режима. По итогам
профилактической работы с собственниками (квартиросъемщиками)
проведены инструктажи по соблюдению мер пожарной безопасности
в быту, вручены соответствующие итоговые документы, наглядноизобразительная продукция противопожарной направленности.
Слайд 19
В 2024 году проделана определенная работа по созданию
безопасных условий проживания граждан, нуждающихся
в дополнительной социальной защите. Управлением совместно
с территориальными центрами социального обслуживания населения
проделана определенная работа по созданию безопасных условий
проживания указанной категории граждан. В 2024 году выполнены
работы по приведению в соответствие с противопожарными
требованиями: печей – в 356 домовладениях, электропроводки –
в 181 домовладениях (квартирах). В более чем 4 тыс. домовладениях
(квартирах) граждан проведены работы по оборудованию жилых комнат
АПИ, в 205 – АПИ объединены в сеть, либо сигнал выведен на внешнее
светозвуковое устройство.
Слайд 20
Основной формой профилактической работы с населением является
проведение разъяснительной работы, общественно-массовых
мероприятий, выступлений в трудовых коллективах и на родительских
11
собраниях, участие в различных профилактических мероприятиях
и акциях. Также вопросы безопасности жизнедеятельности широко
освещаются в средствах массовой информации. Кроме того, широко
используется размещение противопожарной рекламы на товарах
народного потребления, бортах общественного транспорта, установка
баннеров и биллбордов.
Работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Минской области за 8 месяцев проведено 3906 выступлений в трудовых
коллективах, 523 выступлений на родительских собраниях, 2460 сельских
(дворовых) сходов граждан.
В рамках проведения пропагандистских акций, мероприятий в
учреждениях образования Минской области проведено 1760 мероприятий,
где присутствовало более 75 тыс. человек, в местах с массовым
пребыванием людей проведено 529 мероприятий, где присутствовало
более 57 тыс. человек, в местах выездной торговли, магазинах, домах
культуры в сельской местности проведено 1959 мероприятий, где
присутствовало более 16 тыс. человек.
С целью формирования культуры безопасности у детей и молодежи
в 2024 году организованы и проведены конкурсы:
8 февраля 2024 года на базе ГУО «Сеницкая средняя школа № 2»
состоялся областной тур конкурса «Школа безопасности-2024», в котором
приняли участие школьники из 22 районов, г. Жодино, ГУО «Минское
областное кадетское училище», ГУО «Борисовское кадетское училище»,
УО «Минский областной государственный лицей». Всего в мероприятии
приняли участие около 70 школьников;
в период 18 по 21 марта 2024 года в Стародорожском районе
проведен областной смотр-конкурс детского творчества «Спасатели
глазами детей», на который было предоставлено более 600 работ.
12
В смотре-конкурсе приняли участие коллективы и отдельные участники
из центров детского и технического творчества, школ искусств, клубов
и кружков юных спасателей-пожарных учреждений образования Минской
области;
18 апреля 2024 года в г. Узда проведено открытое первенство
Минской области по спасанию на водах среди юношей, в котором
приняли участие школьники из 20 районов, г. Жодино и ГУО «Минское
областное кадетское училище»;
24 мая 2024 года в г. Клецке проведен областной конкурс «БМООСП
– знак качества» среди образцовых клубов юных спасателей-пожарных
районных (городского) отделений БМООСП, в котором участие приняли
школьники из 22 районов и г. Жодино;
в период с 18 по 21 июня на Вилейском водохранилище прошел XX
областной полевой лагерь «Юный спасатель» и слет Минского областного
отделения Белорусской молодежной общественной организации
спасателей-пожарных, в котором приняло участие около 250 учащихся.
Слайд 21
В региональном центре безопасности Минской области в г. Борисове
за 8 месяцев 2024 года проведено 446 занятий, на которых обучено 9132
человека, в том числе 7957 детей, в районных центрах безопасности и
мини-центрах проведено 1018 занятий, на которых обучено 16485
человек, в том числе 13969 детей.
Слайд 22-23
Наибольшее количество пожаров происходит именно в жилищном
фонде. В связи с этим хотелось бы довести основные правила пожарной
безопасности при эксплуатации печного отопления.
Прежде всего необходимо своевременно подготовить печь
к отопительному периоду (отремонтировать, очистить, осмотреть).
13
Любая печь должна иметь требуемые противопожарные разделки
и отступки от сгораемых конструкций, предтопочный лист размером
50х70 см., дымоход оштукатурен и побелен. Нельзя оставлять без
присмотра отопительные устройства и приборы.
Следует помнить, что приборы отопления рассчитаны на умеренную
топку, поэтому нельзя допускать перекала печей. Чтобы избежать
перекала печей, топить их рекомендуется 2 раза в сутки, с некоторым
интервалом. При растопке печи нельзя применять
легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. В отопительный период
следует раз в месяц производить чистку дымоходов, так как на стенках их
накапливается большое количество сажи. При уборке горячей золы из
печей ее надо высыпать в яму, расположенную вдали от строений,
предварительно затушив водой, песком или снегом.
Слайд 24-26
В домашнем хозяйстве, а также на рабочих местах используется
большое количество электрических приборов, без которых невозможно
представить жизнь современного человека. Однако полезные
и привычные в быту приборы при неправильном использовании могут
стать источником опасности. Чтобы предотвратить беду, необходимо
знать, что перед использованием электроприборов требуется внимательно
изучить инструкцию по их эксплуатации. Приучите себя выключать
электроприборы из сети. В неработающих, но включенных в розетку
электроприборах многие узлы находятся под напряжением, и от перегрева
или замыкания они могут загореться в любой момент. Перегружать
электросеть – не лучшее решение. Чрезмерная нагрузка на электросеть
может привести к перебоям в работе техники, а может произойти совсем
неприятная ситуация – пожар в помещении. Запомните: чем меньше
электроприборов работает одновременно, тем безопаснее. Не оставляйте
электроприборы, кроме холодильников, в режиме ожидания.
14
Владельцы мобильных телефонов и других устройств зачастую
не вынимают зарядное устройство из розетки, когда необходимость в его
использовании пропадает. Однако «зарядка» мобильного телефона,
не заряжающая устройство, а просто подключенная к сети и находящаяся
под напряжением, может стать причиной пожара.
Слайд 27
На пожарах в Минской области погиб 1 ребенок.
11.08.2024 в поле вблизи МТФ ОАО «Гольчицкое» в д. Новинки
Слуцкого района произошел пожар скирды соломы. От пожара погиб
Торгонский Максим Олегович 2013 г.р., учащийся ГУО «Средняя школа
№ 8 г. Слуцка», зарегистрирован и проживал в г. Слуцк. С начала августа
2024 года Торгонский М.О. находился в гостях у родственников (дедушки
и бабушки) в д. Новинки Слуцкого района. Причина пожара
устанавливается. Рассматриваемая версия возникновения пожара –
шалость детей с огнем.
Из обстоятельств, предшествующих трагедии, предварительно
установлено, что накануне возникновения пожара Торгонский М.О.
совместно с несовершеннолетними друзьями 2012 г.р., учащимися
ГУО «Средняя школа № 8 г. Слуцка» и ГУО «Первомайская средняя
школа Слуцкого района», играл возле скирды соломы. В ходе игры
Торгонский М.О., находясь в середине сложенных рулонов, с помощью
зажигалки поджог солому. Находящиеся рядом дети вытащить его
из скирды не смогли и побежали звать на помощь взрослых.
Слайд 28
Главная причина детского травматизма - отсутствие должного
надзора со стороны взрослых. Причина одна, и она банальна, а вот
последствий много и нередко они трагичны.
Бесспорно, родители и родственники не могут постоянно находиться
рядом с детьми, нужно ходить на работу, решать бытовые проблемы. Рано
15
или поздно детям предоставляется некоторая свобода действий, которой
они пользуются. Дети ищут себе развлечений везде, и их любопытство,
к сожалению, может привести к печальным последствиям.
Главное правило для взрослых – не оставлять малолетних детей без
присмотра. Детей постарше нужно учить правилам безопасности,
пресекать любые игры с огнем.
Слайд 29-30
Нелишним будет напомнить вам алгоритм действий в случае
возникновения пожара.
 Сообщите о случившемся работникам МЧС по телефону 101.
Представьтесь, укажите точный адрес, номер дома, подъезда, квартиры,
кабинета, этаж.
 Если есть возможность, попытайтесь до приезда спасателей
справиться с возгоранием имеющимися средствами (если оно небольшое
и вашей жизни ничего не угрожает).
 Если самостоятельно потушить пламя не удается – закройте
по возможности все окна и двери в помещении, где произошел пожар: это
перекроет доступ кислорода и предотвратит его быстрое распространение.
 Если система автоматической пожарной сигнализации
не сработала – выходите с этажа, оповестив при этом остальных
работников. Включите систему оповещения путем нажатия на рычаг
ручного пожарного извещателя. Двигайтесь к ближайшему выходу
согласно плану эвакуации.
 Если здание сильно задымлено, что перекрывает обзор
и мешает дышать – смочите ткань и защитите органы дыхания;
двигайтесь, ориентируясь по стенам и пригнувшись к полу. Оказавшись
на улице, не расходитесь: определите, кого не хватает, и сообщите об этом
прибывшим к месту вызова работникам МЧС.
16
Слайд 31
Кроме того, хотелось бы отметить, что во многих чрезвычайных
ситуациях именно автономный пожарный извещатель не раз спасал жизни
людей: своим громким сигналом он выводит человека из состояния
глубокого сна. Сам прибор прост в использовании, работает от элемента
питания, который с лёгкостью можно заменить.
Надеюсь, что предостережения спасателей останутся
невостребованными и ваша безопасность будет обеспечена на самом
высоком уровне.

 

 О предупреждении гибели людей от пожаров в Столбцовском районе

За 8 месяцев 2024 года произошло 34 пожара (за 8 месяцев 2023 года - 41 пожара, - 17,10%), от пожаров погибли 4 человека (за 8 месяцев 2023 года - 4 человека).

Удельный показатель «пожары на 10 тыс. человек» составил 9,1 (при среднеобластном показателе – 6,5). Удельный показатель «гибель людей на 100 тыс. человек» составил 10,7 (при среднеобластном показателе – 6,0).

В жилом секторе произошло 25 пожаров (за 8 месяцев 2023 года – 34, -26,5%), что составляет 73,5%, на транспорте граждан произошло 3 пожара (за 8 месяцев 2023 года – 4, - 25,0%).

Рост количества пожаров зарегистрирован на территории Старосверженского (с 0 до 3), Налибокского (с 2 до 4), Новосверженского (с 1 до 2) сельских Советов и г. Столбцы (с 5 до 6).

Гибель граждан от пожаров зарегистрирована на территории Старосверженского (2), Рубежевичского сельских Советов (1) и г. Столбцы (1).

Основными категориями погибших за 8 месяцев 2024 года явились:

неработающие граждане трудоспособного возраста (3 человека, или 75% от общего числа погибших), неработающие пенсионеры (1 человек, или 25% от общего числа погибших). Из общего количества погибших – 1 гражданин (25%) являлся инвалидом.

Справочно.

16.05.2024 произошел пожар в частном жилом доме по адресу: д. Зуи, ул. Центральная, д. 21. В результате погиб Трипуть А.Г., 1960 г.р., пенсионер, инвалид 2 группы.

06.08.2024 произошел пожар в частном жилом доме по адресу: аг. Старый Свержень, ул. 17 Сентября, д. 13. В результате пожара погибли Кухарчик С.Н., 1974 г.р., и Шутько А.Ф., 1968 г.р., (житель Несвижского района).

11.08.2024 произошел пожар квартиры в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Столбцы, ул. Танкистов, д. 30, кв. 4. В результате пожара погиб Терешко В.А., 1963 г.р.

Согласно ведомственному учету основные причины пожаров с гибелью людей: неосторожное обращение с огнем (за 8 месяцев 2024              года – 4 гражданина, 100% от общего количества погибших граждан).

Незанятость граждан в экономике, пьянство и алкоголизм остаются основными условиями, создающими повышенный риск гибели людей от пожаров (за 8 месяцев 2024 года – 4 человека, или 100% от общего количества погибших, на момент возникновения пожаров находились в состоянии алкогольного опьянения).

Основными причинами пожаров стали:

нарушение правил эксплуатации электросетей и электрооборудования – 9 (26,5 %);

неосторожное обращение с огнем – 8 (23,5 %);

нарушение правил эксплуатации печей, теплогенерирующих агрегатов и устройств – 7 (20,6 %);

проявление сил природы – 2 (5,9 %).

 

 

свернуть
поделиться в: