Учитель-дефектолог групп интегрированного обучения и воспитания Чернюк И.В.

«Речевые игры с ребенком по дороге в детский сад»

Рекомендации учителя-дефектолога

      Многие родители думают, что у них нет времени заниматься с ребёнком. На самом деле это не так! В речевые игры можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время приготовления ужина. Для этого не требуется никакого специального оборудования и пособий. Нужен только богатый родительский опыт, изобретательность и готовность с пользой и удовольствием провести время вместе со своим ребенком.

      Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире.

   Речевые игры развивают мышление, гибкость ума, внимание, память, воображение, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром, дают бесценный опыт общения ребенка и взрослого.

   Поиграем в игры, которые расширяют словарный запас ребенка, учат его думать, размышлять и запоминать.

Игра «Что бывает?»

Начните игру словами: «Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть...» и подождите, пока ребенок придумает свой вариант Или так:

Что бывает круглое?

Что бывает острое?

Что бывает жидкое?

Что бывает пушистое?

Что бывает твердое?

Что бывает квадратное?

Что бывает ароматное?

Игра «Что будет, если...»      

Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет если в ванну упадёт камень, бумага, жук?», «Что будет, если летом пойдет снег?» Вопросы могут разным - как житейские, так и «фантазийные», например: «Что будет, если ты окажешься на Марсе?»

Игра «Кто кем был или что чем было»

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

Игра «Закончи предложение»

Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)

Я не хочу спать, потому что... (ещё рано)

Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись от собаки)

Игра «Бывает - не бывает».

Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает» или «не бывает».

  • Чашка жарится на сковороде.
  • Медведь спит в берлоге.
  • Человек выше собаки.
  • Воробей - это не птица и т.п.

Эта игра развивает слуховое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения.

Игра «Отгадай, что я вижу».

Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь словами-подсказками:

Высокий, кирпичный, многоэтажный (дом).

Маленький, серенький, умеет летать, чирикает (воробей)

Едет по рельсам, возит пассажиров, звенит (трамвай).

 

Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. 

 

 

 

 

Роль художественной литературы в коррекционной работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи

Детская книга в педагогике рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт Ирина Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

Е. А. Флёрина отмечала, что литературные произведения дают готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми ребёнок может оперировать.

Средствами художественного слова маленький ребёнок практически осваивает грамматические нормы языка.

По мнению Н. С. Карпинской художественная книга даёт прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети понимают лаконизм и точность языка, в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнилки, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчётливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции.

Интерес к книге у ребёнка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. И уже на третьем году жизни ребёнка можно вызвать интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства. Дети младшего дошкольного возраста понимают несложный текст, в центре их внимания – главный персонаж, но они ещё не понимают его переживаний и мотивов поступков. Наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте уже могут оценивать поступки персонажей. Появляется интерес к слову.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте. Их интересуют не только поступки героев, но и мотивы  поступков, переживания и чувства.

Огромное значение художественная литература имеет и в логопедической практике.

В первую очередь это коррекция звукопроизношения, пополнение словарного запаса, преодоление грамматических нарушений и развитие связной речи.

Учитель-дефектолог в своей практике при коррекции речевых нарушений использует чтение и пересказ художественных произведений, заучивание стихов, скороговорок, уточняет и объясняет смысл пословиц и поговорок.

Пересказ литературных произведений высоко ценится в логопедической работе.

Пересказ небольших произведений положительно влияет на связность детской речи.

Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Правильно выстраивают фразы.

Произведения для пересказа должны быть доступны детям по содержанию и объему. Если логопед использует коррекцию звукопроизношения, то они должны быть насыщены необходимым  звуком.

В произведении все слова должны быть знакомы ребёнку.

Всем этим требованиям отвечают произведения Л. Н. Толстого и русские народные сказки. Сказки можно пересказывать, драматизировать при помощи игрушек, фланелеграфа, разных сценок, пальчикового театра, а это незаменимый вид развития монологической и диалогической речи.

В логопедической работе используются разные виды пересказа (в зависимости от способностей ребёнка) – это может быть подробный или близкий к тексту пересказ.

Пересказы развивают память, умение интонационно передать диалог героев, логику, последовательность сюжета, пополняют и расширяют словарь, выразительно и фонетически правильно пересказать содержание текста.

Собака Сойка

За кустами пастух пасёт свиней. Ему помогает собака Сойка. Свиньи стараются пролезть в сад, а Сойка их не пускает. Вот какая умная собака!

(автоматизация звука «С»)

Заучивание стихотворений

В. Г. Белинский говорил: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же , как и музыка».

Заучивание стихов, потешек – одно из средств умственного и эстетического развития детей.

При помощи работы со стихами, потешками, прибаутками, скороговорками логопед в первую очередь отрабатывает ритм, решает автоматизацию и дифференциацию звуков, интонационную сторону речи, слоговую структуру слова и линейность предложения, развивает просодику речи (темп, ритм, интонацию, дыхание), развивает фонематический слух, даже общую и мелкую моторику.

Пополняет словарный запас ласковыми словами – «котя, котенька, коток», «курочка-рябушка».

Спят спокойно Соня, Саня.

Кот и пёс во сне сопят.

Засыпает сом с усами.

На суку совята спят.

Заучивание скороговорок

Использование в логопедической практике скороговорок, дразнилок, нелепиц помогает закрепить чёткую дикцию автоматизированного звука. Отработать различные высотные, силовые, тембральные звучания.

Как правило, скороговорка имеет сложную ритмику. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Скороговорки проговариваются вначале в медленном темпе с хлопками, а затем, по мере отрабатывания, темп убыстряется.

Бык, бык тупогуб

Тупогубенький бычок

У быка бела губа была тупа.

 Заучивание пословиц и поговорок

Использование в коррекционной работе пословиц и поговорок так же целесообразно. Значение иносказательных, метких и образных поучений, в которых раскрывается в краткой форме точно, метко и сильно.

Произнесённое кстати краткое изречение запомнится детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любое нравоучение и уговоры. Детям сложно понять смысл пословицы и поговорки, поэтому  взрослому следует уточнить, как ребёнок понимает выражение и предложить нарисовать картинку о пословице или поговорке.

Рисунки детей в понимании пословиц и поговорок:

«Береги нос в сильный мороз»  

«Снег валит - никого не щадит»

Считалки

Считалки – это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости – как бы сама судьба распоряжается распределением ролей. В них много юмора, шуток, соревновательного задора.

Главная особенность считалки в логопедической работе отработка чёткого ритма, силы голоса, умение проговаривать раздельно слова.

Считалки тесно связаны с играми, в которых развивается общая моторика, умение выполнять правила игры.

Тише, мыши, кот на крыше

Тише, мыши, кот на крыше,

А котята ещё выше. 

Кот пошёл за молоком,

А котята кувырком. 

Кот пришёл без молока,

А котята ха-ха-ха.

Литературные произведения, как правило, лишены прямого нравоучения. Через чтение художественной литературы постепенно, не навязчиво мы, педагоги, вырабатываем и формируем художественный вкус у ребёнка, улучшаем его речь, прививаем любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитываем чувство языка.

свернуть
поделиться в: